Дмитрий Безкоровайный - "Белорусская газета" - 16.12.2002 - № 49 (365)
Основатель и лидер "Этно-Трио Троица" Иван Кирчук в скором времени выпустит на родной земле вышедший два года назад в Голландии альбом "Спадчына загiнуўшых вёсак", который многие считают лучшей работой за все время его музыкальной карьеры. Презентация программы 25 декабря плавно перейдет в большой концерт самого коллектива и его лидера. О творческом возвращении на родину, фолк-музыке и бесконечных странствиях с Иваном КИРЧУКОМ беседует музыкальный обозреватель "Белорусской газеты" Дмитрий Безкоровайный.
- В последние полгода-год лично вы и "Этно-Трио Троица" достаточно сильно активизировали творческую деятельность в Беларуси. С чего это вдруг?
- Мне сложно сказать, почему мы были до этого представлены здесь в меньшей степени. Мы всегда откликаемся на приглашения, будь то клуб или зал. В этом году нас позвали выступить на "Славянском базаре". Должен был быть сольный концерт, и мы специально прилетели из Голландии, когда все внезапно изменилось, и в итоге мы сыграли там лишь одну песню, и то под фонограмму. Другое дело, что нужно отдать должное Светлане Крель, которая очень любит группу и много сделала для выхода в Беларуси диска "Журавы" и сейчас готовит к выпуску здесь мой сольный альбом. Просто кто-то должен обойти все инстанции и со всеми договориться. В результате тысяча экземпляров белорусского издания "Журавоў" была раскуплена за три-четыре месяца. И это приятно, что нас здесь слушают, правда, я как-то посчитал, что за все эти годы, включая работу старого состава группы, мы побывали на 57 фестивалях по всему миру, а в Беларуси дали считанные концерты. Не больше одного-двух за год. Бывают, конечно, предложения сыграть "за пиво", но по понятным причинам мы от этого отказываемся, зато иногда даем благотворительные концерты. В 2000г. играли, например, в малом зале Дворца республики для детей-инвалидов.
- Чем объясняется то, что в современной белорусской музыке очень много популярных коллективов, которые используют фолк-мотивы?
- Мне кажется, что просто пришло время. Надо начинать с того момента, когда за белорусскую музыку взялись "Песняры". Они дальше ее не понесли, стали больше заниматься авторскими песнями, но где бы мы ни были, их в первую очередь вспоминают благодаря фолк-материалу. И все-таки какую-то революцию, что бы ни говорили, сделал "Палац". Это стало каким-то прорывом, после которого примерно одновременно с "Троицей" появилось много групп, и их число постоянно растет. Наверное, в какой-то момент люди отодвигают временное на второй план и обращаются к своим корням и традициям. Сейчас по всему миру звучит очень много самой разной этнической музыки, и, поездив по самым разным фестивалям, могу сказать, что наша этническая музыка ничуть не хуже. У нашей культуры есть свои интересные ритмы, свои красивые тексты и мелодии, которые цепляют совершенно разных людей. Однажды на наш концерт в Голландии пришли самые настоящие волосатые металлисты с цепями. Наш Юра хорошо знает английский, и с его помощью мы разговорились. Спросили, какую музыку мы слушаем дома. Я ответил, что Rammstein у меня чуть ли не любимая группа. Я и послушать их могу достаточно долго, и видео посмотреть. А они за голову схватились и говорят: "Ну, вы этими балалайками даете втык всем металлистам!"
- Есть ли у вас какие-то предпочтения в подходе к аранжировкам?
- Мы играем разную музыку. Взять тот же концерт 25 декабря. В первом отделении прозвучит более древний дремучий пласт из моего альбома "Спадчына загiнуўшых вёсак". При его записи я все исполнял самостоятельно, но поскольку это была студия, то там можно было использовать наложения. На сцене я тоже буду один, и наложений не будет, так что это будет сильно отличаться от записи, хотя буду постоянно менять инструменты. Во втором же отделении выступит собственно "Этно-Трио Троица". Это фолк-фьюжн, т.е. сплав самых разных интонаций - джаз, рок и т.п. В принципе мы не замыкаемся на какой-то определенной музыке и порой даже "хохмим". Скажем, в песне "Калинка" мы используем вступление из песни Dave Matthews Band (смеется).
- Сейчас многие активно экспериментируют с электроникой. У вас такого желания не возникало?
- Пока нет. Гораздо интереснее и сложнее добиться того, чтобы народ заводился от музыки, записанной гуслями и окаринами так же, как от стандартных партий клавишных. Взять нашу недавнюю запись для трибьюта Depeche Mode. Там только живые инструменты - аккордеон, жалейки, африканские дудки и т.п. Правда, была идея создать какую-то белорусскую медитативную музыку, музыку для расслабления. С шумами всякими и т.д. Мы даже что-то на репетициях наковыряли, но, конечно, делать это надо в студийных условиях. Может, тогда мы использовали бы электронику для каких-то эффектов. Впрочем, пытались несколько раз, и получалось достаточно интересно. В общем, было бы финансирование, то взялись бы за это.
- Многие, кто слышал ваш сольный альбом, говорят, что это, возможно, лучший диск за все время вашей музыкальной карьеры, включая работы обоих составов "Троицы"…
- Самое смешное, что я не планировал его записывать. В 1999г. я получил грант от Сороса и один уехал со своей батлейкой в Боснию и Герцеговину, потому что старого состава уже не было. Сначала было тяжело все делать в одиночку, но постепенно я скорректировал выступления и дал за 10 дней порядка 30-40 концертов в школах, детских садах и клубах. Я думал, что народ будет уходить, но все слушали. На обратном пути заехал выступить на фестивале в Венгрии. Передо мной играли два испанских гитариста, и я думал, что тут уж точно все уйдут, когда я затяну наши жалостливые песни. Народ не уходил и звал на "бис". Там был человек из Голландии, который позвонил на голландский же PAN Records, где до этого вышел альбом "Троицы". Они заинтересовались и попросили меня подготовить программу к записи. Я собрал 60 песен, рассчитывая, что будет студия на 8 или 12 каналов. В реальности же было четыре дня и четыре канала. Практически без остановки за эти дни записал тридцать с небольшим песен, которые и составили данный альбом. Разумеется, все самое хорошее я оставлял напоследок. Так оно и осталось за пределами записи.
- А что сейчас с этим материалом?
- Он частично вошел в новую сольную программу, которую я впервые показал, когда ездил в прошлом году в Роттердам на WOMEX, крупнейшую ярмарку уорлд-мьюзик. Голландцы полностью оплатили поездку. Всего 70 стран-участниц и порядка 1.200 делегатов. Стенда Беларуси там не было, а потому я оказался на стенде с африканцами. Программа называлась "Крыж", потому что у Беларуси есть свой крест и каждый человек несет свой крест. Шесть песен из нее прозвучит в первом отделении концерта 25 декабря. Хотелось бы ее записать, но, наверное, не так, как "Спадчыну загiнуўшых вёсак". Какие-то новые моменты в аранжировках, в звучании, но для этого нужна студия, и не на четыре дня.
- Насколько я знаю, вы собираетесь в начале года записывать новый альбом "Этно-Трио Троица".
- Да, причем планируем это здесь. Нас вполне удовлетворяет студия Белорусского телевидения, плюс здесь мы сможем воспользоваться всеми инструментами своей коллекции, которую мы просто не смогли бы вытащить в Голландию. К тому же там есть и очень крупные, скажем, бамбуковый ксилофон или джамба африканская, которые вообще очень сложно возить. При этом хотелось бы, чтобы выходу диска сопутствовала какая-то кампания, концерты и т.п. Ведь дело не только и не столько в $2 тыс. на запись, которые мы и сами можем найти. Вопрос как раз в том, что делать дальше.
|