С. Шапран - "Белорусская Деловая Газета" - 15.5.2001 - №68
18 мая в клубе "Реактор" выступит этно-трио "Троiца". Этим концертом минская фирма "Ковчег" начинает акцию "Першае дрэва". Предполагается, что участие в ней примут группы "Камерата", "Чистый голос", Ur'ia, Kriwi, "Палац" и "Плато", гитаристы С.Антишин и В.Угольник, другие музыканты. По итогам года будет издан компакт-диск. "БДГ", являясь информационным спонсором акции, планирует представлять всех ее участников. И первые - музыканты "Троiцы" Иван КИРЧУК, Юрий ПАВЛОВСКИЙ и Юрий ДМИТРИЕВ.
- После распада первого состава "Троiцы" прошло более двух лет. Очевидно, что впору говорить о новой программе?
Ю.Павловский: В "Реакторе" прозвучат не только старые и известные песни, но и совершенно новые - их будет как минимум пять.
Ю.Дмитриев: И может так статься, что этот концерт окажется единственным нашим минским выступлением в нынешнем году…
- Почему вы так редко концертируете в Беларуси? И почему вас нет на альбомах вроде "Калядны вечар", "Я нарадзiўся тут", "Вольныя танцы", где задейстованы многие белорусские коллективы?
Ю.П.: Сначала ответим на второй вопрос: нас никто не приглашает. И мне кажется, что все это тусовочные дела. Мы же не вхожи в тусовку, во главе которой находится N.R.M.
И. Кирчук: Лишь однажды нас попросили принести компакт, чтобы выбрать песню для одной из сборок под названием "Вольныя танцы"…
Ю.П.: Но выдергивать песню из выстраданного нами альбома?.. Тем более что в такие сборки попадают группы, совершенно различные по стилистике. Мне такие "солянки" не нравятся. Это то же самое, что бросить в винегрет кусок торта, затем все это посолить-поперчить и попытаться съесть.
И.К.: А что касается наших концертов в Беларуси и выхода здесь наших альбомов, то пока все разговоры о белорусском шоу-бизнесе находятся лишь в стадии разговоров. В принципе мы не против сотрудничества с белорусскими лейблами. Однако вести речь о выпуске компакта, который потом ляжет на полки, несерьезно. Конечно, удобно поступить так, как один из минских лейблов: выпустили компакт одной из известнейших в Беларуси групп, сделали концерт, за который музыкантам заплатили по 10 тысяч рублей, и все. Компакт залег мертвым грузом. Нужны концерты, рекламная кампания. Мне, например, было бы приятно приехать в Москву, заклеенную афишами Ur'ia, Kriwi и "Троiцы". Точно так же, как Минск увешан афишами российских артистов. Мы тоже можем выступать в России. Но нужны профессионалы, которые бы этим занимались. А не так, как нам предложили: "Езжайте и сыграйте за пиво!" Или, скажем, выступили мы на фестивале "Таўкачыкi", на который собрался полный зал. Однако уже в конце фестиваля нас известили, что гонорара мы не увидим, поскольку организаторы "влетели"! Или дали мы в прошлом году "сольник" во Дворце Республики, но авторские отчисления за него не можем получить до сих пор…
Ю.П.: Пока мы сами, музыканты, будем относиться к этому несерьезно, так же будут относиться и к нам. Думаю, всем надо договориться и заявить: бесплатно играть больше не будем.
- У вас в июне выходит компакт-диск "Журавы" и вновь - в Голландии?
И.К.: Когда во время вечера, устроенного по случаю пятилетия журнала "Монолог", его редактор Алексей Андреев объявил, что наш альбом выходит в Голландии, по залу пошел, как нам показалось, нездоровый шумок. Но это же хорошо, что кто-то где-то нами интересуется и вкладывает в нас деньги! Проект нового диска вынашивался нами давно: два года мы играли эту программу. За это время дали множество концертов в разных странах. В результате новая программа оказалась обкатанной. Впрочем, исполнять песни из репертуара прежнего состава "Троiцы" никто из нас особо не хотел хотя бы потому, что новые песни были решены намного интереснее.
Ю.Д.: Сегодняшняя "Троiца" собрала людей, мыслящих совершенно иначе, чем прежний, "классический" состав. Мы выросли на различной музыке. Юра Павловский, например, больше "хватанул" джаза и импровизации. Иван Иванович хотя рос и воспитывался на классиках рока, но фольклорное направление ему ближе. Я многое взял из области рока, блюза, причем в более современных вариантах этих направлений. Естественно, когда наши привязанности "упаковываются" в продукт в виде песни, стилистически он уже выглядит абсолютно по-другому, нежели это получалось у прежнего состава.
И.К.: Компакт же помогают выпустить люди, организующие в Голландии наши концерты и издавшие мой сольный диск "Спадчына загiнуўшых вёсак". Они же предложили нам найти студию, где бы мы могли записать новый диск. Мы побывали на различных голландских студиях, на одной немецкой и даже очень хотели, заняв денег, записаться в Беларуси…
- Но вы когда-либо работали на белорусских студиях звукозаписи?
И.К.: Однажды записались на студии Белорусского радио. Но нам та запись не понравилась.
Ю.Д.: Почему мы так стремились на Запад? Хотели найти звукорежиссера, не скованного стандартным восприятием музыки.
- Какие песни вошли в альбом?
И.К.: Много свадебных, но они разные: какие-то связаны с караваем, какие-то - с ожиданием невесты. Есть такие вещи, как "Жнiво, Сонца", калядная "Добры вечар табе, пане гаспадару". Есть интересная по содержанию и по мелодике любовная песня…
Ю.Д.: Еще на стадии обсуждения мы хотели разработать достаточно жесткую концепцию. Например, хотели выстроить альбом, исходя из некой глобальной идеи: скажем, разбить песни на циклы по обрядам и исходя из времен года…
И.К.: Сделать своего рода календарь. Но выяснилось, что тех же весенних песен нами подготовлено не так уж много, чтобы раскрыть в полной мере обряд, а свадебных, напротив, много. По существу программу мы переделывали три раза, поскольку хотели, чтобы не только мы сами получили удовольствие, но чтобы народ не выключил компакт уже на второй песне. А прослушал до конца и получил в конце этот удар солнца: услышал шум леса, который был сделан не при помощи фонограмм, а живыми окаринами, дудками и всевозможными перкуссиями. Нам хотелось, чтобы лес получился живым. И кажется, мы не переборщили, поскольку, конечно, могли накидать в этот "лес" всего немерено! Мы ведь везли очень много инструментов - купе было просто забито!
Ю.П.: Хотя с голландской стороны оказывалось некоторое давление: нас подталкивали к тому, чтобы мы сократили программу до 40 минут...
И.К.: И часть песен выпустить на следующем компакте. Мы ответили, что новый альбом будем писать по-другому. Продолжительность же этого - 61 минута.
Ю.П.: Следующий альбом действительно хочется сделать другим по концепции. По моему мнению, он должен быть более жестким и тяжелым…
Ю.Д.: И более свободным от квадратно-припевной формы. Кстати, чем еще отличается нынешний состав "Троiцы" от предыдущего: наше музыкальное мышление намного свободнее…
Ю.П.: Каждый из нас вправе высказывать собственное мнение, к которому прислушиваются.
- В какой мере можно будет говорить об аутентике в вашем творчестве?
И.К.: В последнее время у нас на репетициях постоянно звучит одна фраза: "Как далеко мы уходим от фольклора!" Этот "уход" связан в том числе и с появлением народных инструментов различных стран: немецкая цитра, русские гусли, различные духовые из Африки и др. Кроме того, мы стали больше работать над песнями. Хотя одновременно и больше говорим об их содержании, поскольку каждая песня передавалась из поколения в поколение именно в том виде, в каком и зафиксирована на пленке во время фольклорных экспедиций. Во многом мы такой ее и показываем. Другое дело, что она имеет нашу аранжировку - это и есть наше видение.
|