Альтернативное изображение
Рэцэнзіі на альбом "Жар-жар"
10.02.2009 г.
zhar_zhar.jpg

Сергей ПУКСТ
газета СБ
04.02.2009

Троица «Жар–жар (сказка)» (11 треков)


По словам лидера группы Ивана Кирчука, этот диск был практически насильственно изъят у звукорежиссера Андрея Жукова, который хотел сделать его еще более концептуальным. Насколько мне известно, работа над диском действительно велась долго. Сам Андрей Жуков показывал мне «Ведьму» года два назад. Уже тогда, далеко не в окончательном варианте, музыка производила впечатление чего–то небывалого. По крайней мере, такую «Троицу» я еще не слышал никогда. В любом случае так никогда не звучала группа, основу творчества которой составляет белорусский фольклор. Тогда казалось, что сама суть черных языческих сил получила вполне достойное музыкальное воплощение. По прослушивании этого диска сегодня в окончательном варианте это ощущение никуда не исчезло, а, наоборот, приобрело дополнительные оттенки и большую глубину.
Недавно мне довелось посетить большой концерт группы. Помимо замечательной игры музыкантов, обратили на себя внимание спокойствие и умение солиста Ивана Кирчука держать зал в напряжении до последней минуты пребывания группы на сцене. В течение концерта он пел и играл, казалось, на немыслимом количестве инструментов, причем его координация производила поистине гипнотический эффект. В ходе выступления Иван Кирчук предостерег слушателей от прослушивания композиции «Ведьма» на ночь и честно предупредил, что ее концертное исполнение кардинально мягче студийного варианта. На студийном варианте этой и других песен мы и остановимся поподробнее.
Диск открывает в меру сказочная композиция «У цёмным лесе», где музыкальная фактура, казалось бы, вырастает из звериного рыка. Во второй — «Удоль па рэчачцы» — звучит неожиданная, но уместно «тяжелая» гитара. Сыгранная с монотонным нарастанием, «Тры янгалы» закономерно подводит к последней, полной неподдельной трагедии, строчке «Только некому». «На гранной нядзелi», которая заканчивается уже подсознательно ожидаемым «утяжелением», внутренне готовит к следующему кульминационному треку «Ведьма», своим настроением вполне оправдывающим апелляцию к нечистой силе. Заглавная композиция «Жар–жар», казалось бы, напомнила слегка устаревший нынче жанр радиопостановки, если бы не подчеркнутый гротеск самой истории, в которой Кирчук показал себя неординарным рассказчиком. В общем сумрачном настроении диска выдержана и следующая неожиданно взрывная «Ой маю–маю». Потом — поначалу более размеренная с уже вполне ожидаемой кульминацией в конце «Кумэ». Кульминация продолжилась треком «Каза». Потом — напичканная сложной электроникой «Ой, рана–рана...». Завершает альбом монументальная, композиционно развернутая «Трыпцiх». Все это разнообразие объединяет неповторимый кирчуковский вокал.
Необычность и «экспериментальность» звучания, которые поначалу несколько шокируют, оказываются абсолютно оправданными. Просто до сих пор музыка группы ассоциировалась с умиротворением, светом, грустью и пронзительностью. Здесь же основным стержневым чувством является страх. Страх девственной души перед могучими и таинственными силами природы как враждебными проявлениями окружающего мира. В результате чего даже внешне незатейливая сказка про зайца приобретает несколько жутковатый оттенок.
Сегодня, когда слушаешь иной альбом, возникает ощущение плохо свинченного механизма, который собран из противоестественных друг для друга элементов. Здесь же, несмотря на внешний радикализм, музыкальная и поэтическая составляющие пронизаны внутренней логикой. Часто возникает ложное ощущение: если в основе лежит народная песня, то материал вроде бы организуется сам собой. Но этот же материал требует безупречного вкуса и чувства меры. По–настоящему удачных обработок белорусской народной музыки намного меньше, чем групп, которые ею занимаются. Почему–то, когда слушаешь трескучие пленки фольклорных экспедиций, бабушки поют душераздирающе просто, и, кажется, песня гениальная, прямо бери и пой. Поешь — все разваливается, все не то, сразу вылезают твоя внутренняя фальшь и нечуткость.
Опять же по собственному опыту скажу, что эпатаж — это вещь, которая требует удивительной концентрации и отдачи. В случае с необычным «Жар–жаром» можно говорить об эпатаже, имея в виду не столько скандал, сколько избыток мастерства.
И голос Ивана Кирчука как прямую, а не косвенную народную речь.

 


www.experty.by
оценка: 9,00
релиз: 2008, декабрь
лейбл: West Records

Новый альбом, на котором "Троіца" экспериментирует с тяжелым роком и электроникой, стал результатом трех лет работы с саундпродюсером Андреем Жуковым ("Ляпис Трубецкой", "ТТ-34").

1. У цёмным лесе
2. Удоль па рэчачцы
3. Тры янгалы
4. На гранной нядзелі...
5. Ведзьма
6. Жар-жар (казка)
7. Ой маю маю...
8. Кумэ
9. Каза
10. Ой рана рана...
11. Трыпціх (а. Німа лёду, б. Ехалі сватове, в. Ходзіць чыжык)

мнения экспертов

Дмитрий Подберезский

оценка: 10,00

Выдаць цягам аднаго году два альбомы, якія быццам дапаўняюць адзін аднаго, уяўляючы нешта накшталт дыпціху, можа дазволіць сабе толькі той калектыў, які цалкам ўпэўнены ў абраным накірунку творчасьці і пры гэтым не баіцца паўтарыцца. Этна-трыо "Троіца" дазволіла сабе такую раскошу і адначасова паставіла знаўцаў перад складанай праблемай: вырашыць, што ж больш годнае ў сэнсе прызнаньня першай пазыцыі па выніках году ва ўсім, што было выдадзена беларускімі музыкамі цягам 2008 году.

Тое, што два леташнія альбомы калектыву будуць намінавацца бадай што ва ўсіх магчымых апытаньнях як прэтэндэнты на пераможцу, не выклікае сумненьняў. Тым ня менш праблема выбару застаецца: "Сон-трава" ці "Жар-жар"?
Першы з альбомаў я назваў бы пераломным у творчасьці групы шмат зь якіх прычын. У гэтым сэнсе "Жар-жар" ня столькі паўтарае, колькі разьвівае закладзеную ў "Сон-траве" стылістыку і творчыя прынцыпы падыходу да народнай спадчыны. "Жар-жар" больш шыкоўны што да гукавой палітры: нездарма ў запісе бралі ўдзел спэцыяльна запрошаныя музыкі. Таму і музычныя вырашэньні песень больш разнастайныя, багацейшыя. Праўда, у гэтым сэнсе "Троіца" дайшла амаль да мяжы магчымага: як прызнаўся сам Іван Кірчук, выканаць матэрыял гэтага альбому на сцэне без дапамогі іншых музыкаў будзе амаль немагчыма. У свой час такі прагрэс, нагадаю, напаткаў і "Beatles", калі іх студыйныя дасягненьні зрабіліся немагчымымі для іх жывога паказу на сцэне.

"Жар-жар" – дастаткова роўная па насычанасьці праграма, у якой усё ж маецца адна насамрэч магічная вяршыня – "Тры янгалы". Неяк у студыі радыё "Свабода" меў гутарку з Іванам, і на маё нечаканае пытаньне, што такое ён мог цяпер вось прасьпяваць, Кірчук імгненна адказаў скарочанай версіяй тых самых "Янгалаў". Мяне тады як шкворнем прабіла...

І можна доўга, зацята спрачацца адносна таго, ці мае права "Троіца" пісаць уласную музыку на народныя тэксты, пакідаючы па-за ўвагай шматвяковыя здабыткі беларусаў, на выхадзе так ці інакш застаецца адно: гэта арганічна ці не? Гэта мастацтва ці падробка? Гэта муляж ці арыгінал?

У мяне адказ гатовы. Гэта – сапраўдная творчасьць, якая па сілах толькі тым, хто зьяўляецца шчырым, чэсным, апантаным мастаком. І ўся тройца гэта – менавіта такія людзі. Ім бы майстар-класы даваць "зоркам", "балідам" ды "знічкам" беларускай эстрады. Толькі тыя наўрад ці дагоняць, у чым сэнс такой творчасьці. "Янгалы" відавочна прайшлі паўз іх...

"Experty.by"


Сергей Будкин

оценка: 9,00

Такой "Троіцы" даўно хацелася, каб з гітарным драйвам ды з электронікаю, але пры тым з захаваньнем фірмовай камэрнасьці. Былі засьцярогі, што "Жар-жар" паўторыць "Дарожку" - геніяльны экспэрымэнт "Палацу", але ён проста стаў зь ім уровень.

Кірчук з музыкамі не ставіў за галоўную мэту зьбіць з ног слухача, інакш дыск яўна пачынаўся бы з "Ведзьмы" ці "Казы". На пачатку "Жар-жару" наадварот гучыць тройка лагодных павольных фолк-балядаў і толькі на песеньцы "На Гранной нядзелі" досыць нечакана выбухае электрагітара. Сакавітым цяжкім гукам поўніцца другая частка альбому, за выняткам хіба загалоўнага трэка – фолк-кіслотнай казкі, якую сачынілі самі музыкі (пэўна першы аўтарскі твор у гісторыі "Троіцы"). Апошні цвік – "Трыпціх" – лішні раз засьведчыў пра любоў этна-трыё да вялікіх формаў.

Калі "Троіца" надалей заглыбіцца ў манумэнтальна-канцэптуальную плынь – будзе нам усім фолк-рок-опэра. Але ж падаецца, што ў кірунку "Жар-жару" гурт наўрад ці пойдзе. Усё гэта ня больш чым экспэрымэнт, як зь нявыдадзенымі "Рунамі". Ад Кірчука можна чакаць чаго заўгодна. Так што калі Іван Іванавіч раптам зачытае рэп ці засьпявае пад саксафон і фано – не дзівіцеся.

"Experty.by"


Олег Климов

оценка: 9,00

Не удивительно, когда какой-нибудь попсовик-затейник выпускает по два-три альбома в год – на то оно и отверточно-конвейерное "творчество". Несколько удивительно, когда солидный, мощный, с регалиями исполнитель идет на аналогичный шаг. С "Троицей" – схожий случай, нюанс в том, что "Жар-жар" готовился не с бухты-барахты и не планово обязательным к изданию в 2008 году (так вышло, что работа была закончена), а кропотливо строился, рос, расширялся, углублялся аж с 2005-го, пока не вызрел в готовое. Доставив нам неожиданную радость.

Феноменальная группа! Только вперед, не оглядываясь и не прислушиваясь! Точнее, слушая лишь себя. Вот были мысли утяжелить программу гитарным звуком и приправить синтезаторным: сделали. И снова попадание, и снова все мишени сбиты! Тем самым доказывая, что экспериментировать с архаикой "Троица" может как угодно, и в их исполнении это не будет издевательством над святынями. Слышу, как коллектив способен на высочайшем уровне зафигачить какой-нибудь поп-танцевальный диск в этно-интерпретации; слышу фолк-метал самого экстремального вида (что уже есть фрагментами на этой пластинке); слышу тончайшую, колодезную акустику... Мыслей и идей, судя по всему, – вагоны и составы у музыкантов. Индульгенцию им!

"Удоль па рэчаццы", "Ведзьма", "Жар-жар (Казка)" (чудеснейшая литературно-музыкальная композиция), "Ой маю маю..." (нет слов), "Каза", "Ой рана рана..."

Дали жару (без копоти)!

"Experty.by"


Дмитрий Безкоровайный

оценка: 8,00

Этот альбом "Троіцы" в первую очередь является событием – слишком редко наши артисты (особенно известные) пытаются ломать сложившиеся стереотипы или выходить за рамки привычного творчества. А тут еще музыканты из числа особых, отмеченных.

С одной стороны диск по-хорошему шокирует. Сочетание всех этих сэмплов, эффектов и тяжелых гитар с богатым этническим инструментарием коллектива и (главное!) невероятным по энергетике вокалом Ивана Ивановича Кирчука действительно впечатляет. С другой, почти все самое интересное музыканты показывают в первой половине диска. Здесь и вкусно приправленное электричеством "стандартное" звучание (с него начинается альбом), и гениальные "Тры янгалы" (тяжелые скорее по атмосфере, чем по звучанию), и нашпигованная "раммштайном" "Ведзьма", и шикарная сказка-песня "Жар-жар".

Во второй половине гораздо больше тяжелых гитар (к сожалению, весьма прямолинейных), мрака (лишь "Каза" выбивается и то смотрится скорее недоразумением) и монументальности (один 8-минутный "Трыпціх" чего стоит). При этом периодически складывается впечатление какой-то легкой вынужденности – будто привыкшие к полной свободе и игре в миллиарды нюансов в своей акустической парадигме музыканты коллектива здесь несколько загнали себя в тиски, пусть и прекрасно-экспериментальные. И потому под конец уже "поливают" тяжелыми гитарами по поводу и без. Плюс заметен серьезный сбой по динамике из-за лишней, на мой взгляд, песни "Кумэ".

Но даже при этом несовершенстве диск, несомненно, знаковый, который для любого другого исполнителя мог бы стать пиком карьеры. Просто "Троіца" уже забралась выше.

"Experty.by"

 


Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ
БелГазета
№ 01 [673] от 12.01.09


Этна-трыо «Троіца». «Жар-Жар», West Records, 2008

Свою новую работу, записывавшуюся под руководством саунд-инженера Андрея Жукова, «Троiца» объявила экспериментальной: записывали лиру через усилитель, выбрасывали рояли в окно, швыряли колокольчики, вспоминали юношеские увлечения электронной музыкой и хэви-металом. Однако альбом экспериментален ровно настолько, насколько, например, сложны для восприятия диски Питера Гэбриела, работающего во имя соединения этно-арта с прогрессив-роком и гитарным мейнстримом. Главный эксперимент «Троiцы» в том, что белорусский фольклор для них - уникальная призма, сквозь которую они занимаются вообще любой музыкой: тувинские горловые напевы не мешают народным африканским инструментам, а акустические барабаны не портят саунд электрогитар.
«Троiца» и раньше удивляла внеконтекстностью: чуть сдвинуть угол зрения на их былые звуковые ландшафты - получился бы конкурент апокалиптик-фолку или сольным работам Роберта Фриппа, славящимся необозримым количеством гитарных эффектов. Вписывать «Троiцу» в мировой контекст мистического фолка легко и приятно. Правда, проблема в том, что Кирчук никогда не являлся депрессивным провидцем-ведьмаком, он ужасно витальный, открытый и простой в общении. Несмотря на культивируемый в СМИ образ лукавого дедушки-мудреца, Иван Иванович чрезвычайно молод и жизнерадостен. Никакой туги-депрессии в его интерпретациях народных песенных сюжетов на деле нет - пожалуй, только «Три янгалы», уносящие на купоросовое древо душу младую, сильно расстраивают впечатлительного человека.
Но судя по саунд-оформлению, песню про трех ангелов запросто могли бы записать и King Crimson в одном из своих последних альбомов. И даже слагая оды потусторонности, Кирчук все равно немного лукавит: после строчки «в нашем раю жить весело», долгой паузы и леденящего «только некому» звучит проигрыш, один в один напоминающий инструментальный пассаж из композиции Radiohead Scatterbrain - это шутка или намек? Кирчук только ухмыльнется в бороду. Вообще, борода - его главный оберег, не позволяющий воспринимать «Троiцу» с точки зрения звукового трикстерства. Шутовство не к лицу дяде с бородой Деда Мороза, а ведь именно игровое, волшебное пространство в этом альбоме манит больше всего.
И посредством этого СD музыка «Троiцы» расколдовывается, обволакивает мажорными гармониями, внутри которых традиционные дудочки-флейты раскрываются восточными и африканскими интонациями. Песня про русалок («На гранной нядзелі») удивит фолк-пуристов разухабистой фьюжновой ритмикой (Кирчук как бы передает привет Дэйву Мэтьюсу), а композиция «Ведзьма» - тяжелыми, рваными гитарными риффами (тут Кирчук передает привет группе Rammstein). Слушатель, не зацикленный на мистической составляющей белорусского фолка, пожмет плечами: он углядел аллюзию на Rammstein еще на обложке диска, а приветы Мэтьюсу Кирчук передавал и раньше, на концертах. Возможность электрического звучания всегда скрывалась в самой структуре музыки «Троiцы», а довольно нестандартный вокал Кирчука применительно к рок-аранжировкам звучит мощно и органично, и европейский критик сможет сравнить его и с мясистым, гипертембральным вокалом Джона Хетфилда, и с тягучим гортанным рыком Тилля Линдеманна. И даже в стилистике шутливого сказочного кантри-фолка, превращающегося в электронный этно-дэнс (сказка «Жар-Жар»), «Троiца» остаются сама собой: благодаря особой мистической насыщенности каждого звука и маникальной концентрации на деталях. Правда, сказка у них все равно не потусторонне-леденящая, а веселая и смешная.
Вероятно, из-за относительного игнорирования «Троiцы» на всевозможных «Коронациях» (за пределы номинации «фолк» их отчаянно не желают выпускать) трио попробовало объявить эту работу сенсацией и неожиданной сменой жанра. На деле же именно диском «Жар-Жар» музыканты доказали, что их творчество - это практически мейнстрим, только гораздо более высокого уровня, чем все, что делается в нашей стране. Диск называют экспериментальным, но это не так. Именно такую музыку и нужно делать в Беларуси. Только некому. Хотя нет, не совсем некому. Вот Иван Иванович у нас есть, слава небесам.

  


  Троіца. "Жар-жар"

2009-02-02  Маша Яр (euroradio.fm)

Альбом называюць эксперыментальным. А аўтарства яго прыпісваюць не зусім “Троіцы”. Карацей, гаворка ідзе пра альбом “Жар-жар” – апошні ў дыскаграфіі этна-трыа. Пачнем па парадку. Аднойчы засеўшы ў студыі за запіс чарговага акустычнага альбома, “Троіца” спакусілася і запісала ліру праз узмацняльнік. І пачалося. Спакуса давяла да таго, што крыху незвычайным для гурта чынам быў запісаны поўнафарматны альбом.
Іван Іванавіч называе “Троіцу” у дадзеным выпадку толькі “музычным матэрыялам” у руках “саўнддызайнера” альбо гукарэжысёра Андрэя Жукава, які, па вялікім рахунку, і з’яўляецца аўтарам “троіцкіх” эксперыментаў.
Паводле словаў удзельнікаў гурта, Жукаў – аматар эксперыментаваць з гукамі рознага кшталту, асабліва яму падабаецца гучанне незвычайных інструментаў, якіх у арсенале “Троіцы” не адзін дзесятак. З імі і не толькі “гуляў” спадар гукарэжысёр: не абыйшлося тут без гуку электра-гітар, электронных фішак, якія часам ператвараюць звыклую ўсім “Троіцу” у нешта зусім сакральна-таямнічае. Так, у песні “Ой, маю-маю” акустычная “троіцкая” варажба чаргуецца з хімічным драйвам, які дасягаецца з дапамогай выкарыстання метал-дысторшына…
У нейкім сэнсе ўжо вядомыя песні “Троіцы” ператварыліся ў каверы, "Жар-жар" смела можна назваць альбомам каверверсій.Так, песня “На граной нядзелі” дзякуючы той жа электрагітары губляе сваю першабытнасць. Толькі ў гэтай песні гітара мне падалася іншародным інструментам, можа таму, што песня – адна з маіх улюбёных у рэпертуары гурта.
Песня “Каза”, з якой уласна кажучы і пачаўся гэты эксперыментальны альбом, дэманструе слухачу і гук той самай калёснай ліры, прапушчанай праз узмацняльнік, і характар драйвовай гітары, які выклікае асацыяцыі з творчасцю ТТ-34 менавіта перыяду 2004-2005-ых гадоў, і праваслаўных калядных хвалебных спеваў… Накруцілі, карацей.
Ёсць на плыце і шчыра танцавальныя альбо нават дэнсінгавыя моманты. Схаваная танцавальнасць прысутнічае на працягу каляднай песні “Ой рана-рана куры запелі”. Шчыры ж дыска-фольк проста валіць у казцы “Жар-жар”: вясельная песня “Маты-маты” ў кульмінацыйнай частцы казкі ператвараецца ў сапраўдную дыскатэку.
Ну і, вядома, нельга не ўзгадаць сапраўдныя металічныя моманты ў кампазіцыях альбома “Жар-жар”: з большага яны дастаткова арганічна ўпісваюцца ў агульны кантэкст песень і альбома ўвогуле. Паслухайце, які метал нясецца з “Трыпціху” – апошняга трэку плыты, своеасаблівай кампіляцыі трох народных песень.
Магчыма, нехта скажа, што “Троіца” звар’яцела зусім, падаўшыся ў цяжкія эксперыменты, а аматары аўтэнтычнага этна адракуцца ад некалі свайго любімага гурта. Аднак я чарговы раз схіляю галаву перад дзядзям Ванем і Юрамі за імкненне да пошуку нечага незвычайнага і новага, за спробу разварушыць нашага пасіўнага слухача, за заўсёдную якасць таго, за што бяруцца музыкі. А яшчэ за тое, што, выкарыстоўваючы этнічны матэрыял, гурт заўсёды крочыць у нагу з часам і тым самым пацвярджае сваю сталую прыналежнасць да глыбінь world-music. 

euroradio.fm

 

Апошняе абнаўленне ( 10.01.2012 г. )
 
« Папяр.   Наст. »
© 1.2002 - 2017 www.troitsa.net / рэдактары: Сяргей Шупляк, Троiца
Joomla! is Free Software released under the GNU/GPL License.
хосцінг "Экстмедыа"