Альтернативное изображение
Иван Кирчук, солист этнотрио «Троіца» ...
18.05.2008 г.
Комсомольская правда (www.kp.ru) - 16.05.2008 - Глеб ЛОБОДЕНКО

Иван Кирчук, солист этнотрио «Троіца»: «По деревням я ездил, чтобы понять, как при такой жизни люди еще и песни поют»

Завтра, 17 мая, в концертном зале «Минск» состоится концерт «Троіцы» - презентация нового альбома «Сон-трава». Поклонники группы знают, что это редкое явление: концерты в Беларуси «Троіца» дает 1 - 2 раза в год, альбомы записывает в два раза реже…

Накануне концерта мы заглянули в студию-мастерскую лидера группы Ивана Кирчука. Наслышанные о его коллекции музыкальных инструментов (она включает около 300 экспонатов), мы хотели подудеть и посвистеть во все эти штуковины. Иван Иванович с порога по-доброму усмехнулся: «Дзьмуць у духавы інструмент павінен толькі адзін чалавек. А раптам я хворы які?!»

«Наша первая дудка была сделана из лыжной палки»

- И только из соображений гигиены? - не поверил я.

- Не только. У каждого инструмента есть душа, его надо слушать и понимать, тогда инструмент в твоих руках покажет все, на что способен. Я знаю одного мастера, который еще до изготовления инструмента месяц ходит вокруг колоды и молится, разговаривает с ней. И инструменты получаются поистине божественного звучания!..

В коллекции Ивана Кирчука более 300 музыкальных инструментов.


- Что собой представляет ваша коллекция?

- «Троіца» начиналась с простой акустической гитары, бонгов и вот этого смыка, который изготовлен народным мастером Всеволодом Жуковским из Марьиной Горки. Он уже не живет, а два его инструмента работают у нас в коллективе… После смыка я в Краснодаре выменял гусли на лиру, эти гусли стали вторым инструментом «Троіцы». Первая дудка была изготовлена из лыжной палки Змицером Ровенским. Она здорово играла - диапазон был три октавы! Потом практически в каждой гастрольной поездке к нам подходили люди, которые предлагали свои инструменты в подарок. Например, африканская двойная чаротка - сдвоенная дудка из тростника. Другие дудки, окарины - из Беларуси, Молдавии, Словении, России. Вот стоит немецкая цитра. Эту голубую окарину нам подарила Бромкок - слепая женщина из Голландии, у которой был чудесный музей музыкальных инструментов со всего мира. Вот на стене висит турецкий сас… Домры разные, гитары акустические… Много разной перкуссии. Ракушки из Малайзии, копытца козы…

- Иван Иванович, а в копытцах козы есть лишь музыкальный смысл или что-то большее?

- Мы их используем как шумовой инструмент. Если углубляться в мистику, надо делать особую программу со специальным подбором инструментов…

Копытца козы из Амстердама.


- А важно, чем шуметь?

- Мы подбираем!.. Ведь все шумит по-разному. Вот эти ракушки, например, щелкают со звуком, похожим на стрекотание бусла…

«На границе у нас считают струны на гитарах и заглядывают в каждый инструмент»

- А на чем вы еще не умеете играть?

- Я ни на чем не умею! Я пою! Это все - звуки…

- Постойте. На концертах все видят, как вы садитесь, обставляете себя дюжиной инструментов и на каждом по очереди выдаете такое!..

- Я дую, перебираю клавиши, проволочки…Скажем, вот эта стрекоталка с двумя десятками щелкающих железок. Африканцы играют на ней всеми пальцами одновременно, а я только двумя… Или вот эта болгарская гайда. Записи, которые я слышал, - мне так и до смерти не научиться играть! Поэтому моя игра - только поиск. Играть я умею разве что на фортепьяно и немного на гитаре. Но когда появилась «Троіца», мы стали искать те звуки, которые украсили бы аранжировку. Вот и пришлось немного пробовать…

Маримба из Африки.


- Но ведь все эти африканские дудки вряд ли использовались нашими предками в народных песнях?

- Совсем не использовались!

- Вот и говорят некоторые, что вы из белорусских песен делаете африканские!..

- Надо знать аутентичные песни… Там же не каждая нота «до-ре-ми», а вокруг этого «до» может долго петься!.. Думаю, что многие, услышав записи из экспедиций, тоже смело скажут: «Это не белорусские песни!» Но мы используем только записи носителей фольклора и позволяем себе экспериментировать. Грубо говоря, так не было по инструментам, но по звучанию могло быть!.. Наш стиль - фольк-фьюжн, стилизация фольклора. Поэтому все эти инструменты имеют право жить в нашей музыке.

- Старинные не используете?

- А зачем? Им место в музее, а мы ведь на инструментах играем. Зачем мне бояться, что инструмент сломается в дороге?

Окарины из Германии.


- У вас с этими сотнями свистелок проблемы на границе возникают?

- Часто! Один раз пограничники считали струны на гитарах - не могли понять, зачем на одной 6, на другой 12… Когда ехали из Голландии, у нас заглядывали на границе в каждый инструмент - я даже боялся, чтобы не начали распиливать!. Оно и понятно, что обычно везут из Голландии… Но теперь мы опытные - на каждый инструмент есть разрешение с печатью Министерства культуры и фотографией. Когда везешь с собой сотню инструментов, тяжело каждый раз объяснять все заново.

«Под фонограмму мы пели только на «Славянском базаре»

- Если сегодня начинающим музыкантам задумать создать фольклорный коллектив, есть ли смысл снова ездить по деревням - большинство носителей старинных песен ведь уже в лучшем мире.

- Думаю, что есть. В разных архивах, безусловно, можно найти кладезь неиспользованного материала. Но по деревням поездить надо, чтобы понять, как люди живут в таких условиях и еще песни поют.

- Во время экспедиций вы не сталкивались с убеждениями, что зимние песни нельзя петь летом и наоборот?

- Откуда вы все этого набрались?! Ко мне приходят перепуганные студенты и говорят: «Ой, может, мы не будем петь купальские песни, потому что зима. С нами ничего не будет?» Я отвечаю, что есть учебный план, которого мы должны придерживаться. И за все годы, что я работаю, максимум что было, что все отлично выходили замуж. «О, тогда будем петь!» Хотя, безусловно, если ты приезжаешь в деревню накануне Купалья, когда земля и люди уже подготовились к этому празднику, то там колядную песню никто не будет петь. А когда я приезжаю, скажем, зимой, и прошу напеть мне не только зимние песни - что в этом плохого?

Дудочки из Гродно.


- А почему даже «Троіца» не ездит с гастролями по Беларуси?

- Был разный опыт… Дело в том, что мы не поем под фонограмму. И у нас очень высокий технический райдер - только на барабаны мы просим семь - восемь микрофонов… Но в 2004 году на «Славянском базаре» в Витебске мы сидели под фонограмму - было такое. Нас обманули: пообещали собственный концерт, мы специально сорвались из Голландии, где записывали альбом, везли кучу инструментов. Приехали, а нам сказали: «Одна песня и под «фанеру…»

 

* Интервью переведено с белорусского.

 

ДОСЬЕ «КП»

Иван Кирчук родился в 1958 году в Лиде. Руководил разными фольклорными студиями. В 1995 году создал группу «Троіца». С того времени его этнотрио представляло Беларусь на 70-ти музыкальных фестивалях по всему миру.
Апошняе абнаўленне ( 18.05.2008 г. )
 
« Папяр.   Наст. »
© 1.2002 - 2017 www.troitsa.net / рэдактары: Сяргей Шупляк, Троiца
Joomla! is Free Software released under the GNU/GPL License.
хосцінг "Экстмедыа"